Главная » Курсовая работа на тему Правовой статус органов внутренних дел РФ

Курсовая работа на тему Правовой статус органов внутренних дел РФ

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Общая характеристика правового статуса органов внутренних дел РФ

1.1 Правовые основы организации и деятельности органов внутренних дел...6

1.2 Правовой статус субъектов органов внутренних дел

Глава 2.  Механизм и реализация правового статуса органов внутренних дел РФ

2.1 Реализации полномочий органов внутренних дел в сфере обеспечения общественной безопасности

2.2 Вопросы оптимизации правового статуса органов внутренних дел
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

Органы внутренних дел занимают одно из центральных мест в государственном механизме Российской Федерации. Они действуют на всей территории Российской Федерации и составляют самый многочисленный орган, занимающийся охраной правопорядка, обеспечением общественной безопасности, укреплением законности, защитой прав и свобод человека, охраной законных интересов государственных и негосударственных предприятий, организаций различных форм собственности и трудовых коллективов, по борьбе с преступностью и иными правонарушениями.

Их особое место обусловлено тем, что органы внутренних дел располагают необходимыми правовыми, организационными и материальными средствами, с помощью которых может осуществляться защита прав человека и гражданина.

Современный этап развития органов внутренних дел продолжает оставаться сложным и противоречивым. Последние два десятилетия деятельности  российских органов внутренних дел были омрачены целым рядом довольно неприятных историй.  Система органов внутренних дел в нынешнем состоянии перестала справляется с возложенными задачами, отвечать современным вызовам безопасности, создавая угрозы для жизни граждан. В этих условиях Руководством страны было принято своевременное решение о реформировании одного из важнейших институтов государства и общества – системы органов внутренних дел. В связи с этим  18 февраля 2010 года выходит указ  № 208 «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Реформа органов внутренних дел задумывалась как решение трех основных задач. Во-первых, это избавление от несвойственных функций. Во-вторых – очищение системы. В-третьих - оптимизация структуры.

Вследствие этого было принято три основных федеральных закона «О полиции», «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел…», «О службе в органах внутренних дел…». Кроме того, было издано 17 указов Президента Российской Федерации, 19 постановлений Правительства Российской Федерации почти 800 ведомственных приказов.

С принятием ФЗ от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации…» расширились основания для увольнения сотрудников за нарушение служебной дисциплины. Проведена внеочередная переаттестация 875,3 тыс. сотрудников. Были узаконены инновационные кадровые технологии. Это и психофизиологические исследования, тестирования в отношении наличия алкогольной, наркотической и иной токсической зависимости. Приказом МВД России от 30 сентября 2010 года N 700 утверждён порядок оформления личного поручительства и категории должностей, при назначении на которые оно оформляется. Сформирована и активно используется электронная картотека кандидатов на службу и учёбу, отклонённых по отрицательным основаниям. А для оценки социально-психологической надёжности проведена апробация специальных методик, в том числе с использованием полиграфа.

Вышеизложенное определяет актуальность данной работы, тем более что происходящие преобразования – первая в истории России столь масштабная, комплексная и принципиальная реформа органов внутренних дел. Эффективность деятельности органов внутренних дел в целом и ее отдельных элементов во многом зависит от степени правового регулирования их статуса – тех правовых норм, которые составляют основу правового статуса; наличия правовых основ взаимодействия органов внутренних дел, оценки и совершенствования их деятельности. Следовательно, анализ и оценка правовых основ является одним из приоритетных направлений в изучении органов внутренних дел.

Целью исследования является определение, обоснование и раскрытие правового статута органов внутренних дел.

В качестве предмета исследования выступает организационно- правовая основа деятельности органов внутренних дел.

Задачи:

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

 

Глава 1. Общая характеристика правового статуса органов внутренних дел РФ

1.1 Правовые основы организации и деятельности органов внутренних дел

Органы внутренних дел – это совокупность органов исполнительной власти, подведомственных Министерству внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью, а также иные функции (полиции) в соответствии с законодательством.

Им отведена ответственная роль в механизме правового государства. Они участвуют в осуществлении внутренних и внешних функций государства — проводят  государственную политику в сфере миграции (ФМС), обеспечивают внутреннюю безопасность государства (Внутренние войска МВД России), стоят на страже законности и правопорядка (ГИБДД, патрульно-постовая служба и др.), сотрудничают на международном уровне по обеспечению мирового порядка (ИНТЕРПОЛ), имеют целью защиту и охрану прав и свобод человека.

Отдельные службы органов внутренних дел (полиция) наделены функциями дознания, которые они осуществляют в границах требований уголовно-процессуального закона.

Одна из особенностей органов внутренних дел — наличие полномочий по проведению предварительного расследования (специальный следственный комитет).

Помимо этого органы внутренних дел имеют широкий диапазон административно-надзорных функций — обеспечение общественного порядка, паспортного режима, правил разрешительной системы и др.

 

В связи с этим система органов внутренних дел характеризуется следующими положениями: наличием элементов (подсистем); субординационными и координационными связями элементов; целостностью, качественным своеобразием и относительной самостоятельностью. Вместе с тем она представляет собой сложную подсистему системы органов исполнительной власти. При выполнении своих функций система органов внутренних дел и ее звенья (элементы) вступают в управленческие и иные отношения (внутрисистемные и внешние, т.е. внесистемные) с различными государственными органами, общественными организациями, коллективами и отдельными гражданами. Эти отношения могут быть отношениями власти-подчинения, т.е. вертикальными, и сотрудничества согласования, т.е. горизонтальными.

Система органов внутренних дел построена на принципе федерализма с учетом национально-государственного и административно-территориального устройства, а также с учетом особенностей их функций, характера и объема задач, поскольку объект управления - сфера внутренних дел обуславливает не только содержание и формы ее проявления, но требует определенной системы органов, осуществляющих управление в сфере внутренних дел государства.

         Правовую основу деятельности органов внутренних дел составляют Конституция РФ, законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные акты МВД России, акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, межгосударственные договоры и межправительственные соглашения, заключенные МВД России с правоохранительными органами других стран, международные конвенции.

         Правовые основы организации и деятельности органов внутренних дел базируются на Конституции РФ, которая относит к ведению Российской Федерации регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина; установление системы федеральных органов исполнительной власти: уголовное и уголовно-процессуальное законодательство (п. «в»,«г», «о» ст. 71)

         Классификация правовых актов, на основании которых функционируют органы внутренних дел, может осуществляться по различным основаниям: по предмету регулирования (по их содержанию – т.е. конкретно о каждом элементе входящего органа внутренних дел, когда соответствующие нормативные акты определяют правовой статус отдельного элемента органа); по юридической силе.

         Конституция Российской Федерации, будучи основным законом страны, обладает высшей юридической силой среди нормативных правовых актов, регулирующих организацию органов внутренних дел. Систематический анализ статей основного закона (в первую очередь статей 71, 72) позволяет сделать вывод о том, что организация и деятельность органов внутренних дел находятся в исключительном ведении Российской Федерации и урегулированы в федеральных конституционных и федеральных законах и принятых в соответствие с ними подзаконных нормативных правовых актах.

         На этом же уровне условно можно распределить международные правовые акты (конвенции, соглашения, договора, пакты и т. п.), которые ратифицированы Российской Федерацией и признаны подлежащими исполнению. Пункт 4 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Выделим т.н. акты общего характера:

         На следующей ступени иерархической лестницы нормативных актов по юридической силе находятся федеральные конституционные и федеральные законы, затрагивающие непосредственно предупредительную деятельность органов внутренних дел, либо правовую защиту объектов, охраняемых ими. В актах этого уровня и решается большинство вопросов организации и деятельности органов внутренних дел, которым доверяется осуществление весьма ответственных функций, связанных с охраной законности и правопорядка, защитой прав и законных интересов граждан. Авторитет принимаемых ими решений подкрепляется авторитетом закона. В этом — одна из гарантий того, что их деятельность будет осуществляться должным образом.

         В качестве примера конституционного закона можно назвать недавно принятый Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" заменивший один из немногих российских законодательных актов, принятых до распада СССР,  Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции».

         Данный законодательный акт закрепил деятельность полиции на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, беспристрастности, открытости и публичности, общественного доверия и поддержки граждан, взаимодействия и сотрудничества, использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.

         Особый интерес вызывает принцип общественного доверия и поддержки граждан. Установлена обязанность органов внутренних дел проводить постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества (ч. 5 ст. 9 Закона о полиции).

         Помимо этого Закон о полиции существенно расширил обязанности полиции. Среди новых (дополненных) обязанностей особо следует отметить следующие (ст. 12 Закона о полиции).

1)    Теперь полиция обязана принимать заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в том числе и по электронной почте. Правда, регламент такого приема еще не разработан, электронная подпись только входит в оборот, и не все граждане знают что это такое. Очевидно, такие заявления можно будет подать посредством специализированного портала государственных услуг.

2)    На полицию возложена обязанность по оказанию первой помощи лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует.

3)    Полиция должна принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий.

4)    На полицию возложены функции по исполнению решения суда (судьи) о лишении права управления транспортным средством, о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов, о направлении несовершеннолетних правонарушителей в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органа управления образованием.

5)    В обязанности полиции также включены предупреждение и пресечение экстремистской деятельности, принятие контртеррористических мер.

6)    Новые обязанности на полицию могут быть возложены только путем внесения изменений (дополнений) в Закон о полиции.

Далее следуют указы и распоряжения Президента Российской Федерации. Содержание этих актов в общих чертах определяется Конституцией РФ и другими федеральными законами. Указом может быть утверждено положение о каком-то органе, о возложении на него дополнительных полномочий либо об освобождении его от таковых. В качестве примера могут послужить, в частности, Указ Президента РФ от 15.01.2013 N 30 "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы". В частности в этом указе в п. 1 говорится следующее, Установить предельную численность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных к Федеральной миграционной службе (далее - сотрудники), в количестве 16 290 единиц, в том числе в центральном аппарате Федеральной миграционной службы - в количестве 314 единиц.

Несколько более низкую ступень занимают постановления и распоряжения Правительства РФ. Эти акты не могут противоречить ни Конституции, ни законам, ни указам и распоряжениям Президента. Правительство вправе регламентировать только те вопросы, которые отнесены к его компетенции актами более высокого уровня.

Ниже следуют ведомственные (межведомственные) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти – приказы, инструкции, разъяснения Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Например, Приказ МВД России от 01.03.2012 № 140 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях".

Помимо этого, органов внутренних дел, регулируется сотнями приказов и распоряжений многие из которых носят «служебный» (закрытый) характер. Важно подчеркнуть, что такие акты не должны противоречить законодательству, а в случае противоречия – должны применяться нормы закона, но не ведомственных актов.

Отдельное место в качестве источников нормативной базы органов внутренних дел можно назвать акты органов судебной власти. Важное значение для регламентации деятельности органов внутренних дел в последние годы приобрели постановления Конституционного Суда РФ. Например, Постановление Конституционного Суда РФ от 27.03.2012 N 7-П "По делу о проверке конституционности положений части второй статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" и пункта 1 части 3 статьи 43 Федерального закона "О полиции" в связи с запросом Железнодорожного районного суда города Пензы"

Помимо актов Конституционного Суда РФ на процесс формирования системы органов внутренних дел оказывают влияние и решения Верховного Суда РФ (в частности, акты Судебного департамента при Верховном суде РФ).

Поэтому правовые основы формирования и деятельности органов внутренних дел - это совокупность начал, выраженных в различных формах, в соответствие с которыми строится и функционирует система органов внутренних дел. Они имеют своим источником право, понимаемое как "единство трех проявлений" - правовых норм, правосознания и правоотношений. Формами выражения правовых основ являются нормативно-правовой акт, правовой обычай и прецедент. Нормативно-правовые основы представляют собой совокупность нормативно-правовых актов, которые являются основной, но не единственной составляющей исследуемого объекта.


Узнайте стоимость выполнения вашей работы






Введите этот код: Код проверки