Главная » диплом компетентность, формирование социальной компетентности у младших школьников

диплом компетентность, формирование социальной компетентности у младших школьников

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы формирования социальной компетентности младших школьников

Развитие личности младшего школьника в образовательном процессе

Психолого-педагогические условия формирования социальной компетентности в начальной школе

ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение формирования социальной компетентности младших школьников

2.1. Организация и методы исследования

2.2. Экспериментальное изучение формирования социальной компетентности младших школьников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие активно происходит переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «обученность», «воспитанность» на понятие «компетентность». Данный процесс сопровождается разработкой и широким внедрением в образование компетентностного подхода, призванного обеспечивать формирование системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и ответственности личности.

Компетентностный подход в контексте современных психолого-педагогических исследований усиливает не только практикоориентированность образования, но и существенно расширяет его содержание собственно личностными составляющими. Формирование у детей социальной компетентности– одна из наиболее актуальных задач современного образования, поскольку данная компетентность определяет успешность их повседневного функционирования, стимулирует интеграционные процессы: позволяет не только адаптироваться, но и активно влиять на жизненные обстоятельства, завоевывать определенные социальные позиции, преобразовывать окружающую действительность и самого себя.

Анализ особенностей развития ребенка в младшем школьном возрасте показывает высокую значимость отрезка человеческой жизни между 6 и 10 годами. Значимость этого возраста для самого ребенка, для окружающих его людей, для общества, наконец, определяется главным образом тем, что ребенок впервые занимает позицию школьника, рядоположенную позиции взрослого. Впервые стремление быть взрослым удовлетворяется «по-настоящему» – в серьезной, всеми уважаемой деятельности, а именно – в учении в школе, в жизнь ребенка входит учитель. Именно учебная деятельность в школе делает ребенка носителем новой социальной роли – ученика, и овладение ею становится сутью его новой жизни, что в свою очередь становится предметом острого интереса всех окружающих.

Коллизии личностного становления не легкие, потому что порождают не только трудности восприятия младшим школьником самого себя, осознания собственных действий, поведения, речи, чувств, состояний, способностей, но и отношений с другими, к другим и т. д.

Следовательно, важнейшей задачей школьного образования становится формирование высокоразвитой личности, способной эффективно усваивать знания и продуктивно использовать их на практике. В рамках гуманизации и индивидуализации образования основные усилия педагогов и психологов должны быть направлены на процесс развитие основ социальной компетентности младшего школьника.

Эффективным условием формирования социальной компетентности младшего школьника выступает образовательно-воспитательный потенциал, являющийся основой формирования социальной компетентности.

В связи с этим возникает объективная потребность анализа и теоретического осмысления феномена социальной компетентности и её составляющих, возрастных особенностей социальной компетентности и психолого-педагогических условий формирования социальной компетентности младших школьников..

Разработанность темы. Такое понятия как социальная компетентность описана, определена и дифференцированы в работах Савенкова А.И., Келасьев В.Н., Первова И.Л., Зобов Р.А., А.В. Брушлинский, Ю. Мель, В.Н. Кунициной, Н. В. Калининой, Г.Сивкова, И. А. Зимняя, В.А. Кальней, С.Е. Шишова, Т.Б. Беляевой, В.В. Цветков,  У. Пфингстен, Р. Хинтч, Г. Спивак, М. Шаре Х., Шредер, М. Форверг, Дж. Равенна, В. Спот и Х. Спанярд.

Теоретические положения о целостном развитии личности, единстве сознания и деятельности описаны в работах Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, Г.А. Цукерман, Э. Эриксон. Ушаков

Сущность и содержание компетентности исследованы в работах А. И. Савенков, А.В. Хуторский, И.А. Колесникова, И.Г. Агапов, В.В. Башев, А.А. Вербицкий, О.Л. Жук, И.А. Зимняя, А.В. Макаров, А.К. Маркова, Л.М. Митина, С.Е. Шишов.

Анализ научных источников и исследование действительного состояния проблемы социальной компетентности позволили выделить последовательность противоречий между:

Все это определяет актуальность и практическую значимость темы данной работы. Цель работы состоит в анализе социальной компетентности, а также методов ее формирования у младших школьников и оценки социальных компетентностей у школьников.

В свете этой общей цели в работе решаются следующие задачи:

          Объект исследования - социальная компетентность учащихся начальных классов. В качестве эмпирической базы исследования выбрана группа школьников, обучающихся школе № 852 г. Зеленоград.

         Предметом исследования являются условия, факторы и методы формирования социальной компетентности учащихся начальных классов.

         Гипотеза исследования состоит в том, что формирование социальной компетентности в образовательном процессе должно исходить из сложного состава социальной компетентности, который включает такие компоненты, как  мотивационный, когнитивный, поведенческий, ценностно-смысловой, и эмоционально-волевой и строится на основе применения совокупности методов гуманистической педагогики.

Теоретико-методологическая база работы опирается на принципы системного и междисциплинарного анализа социальной компетентности, на работы отечественных и зарубежных психологов, педагогов и социологов.

 

Контакты

Вы можете оформить заказ в любое время через online-форму

Тел.: (915)341-36-43, (919)100-18-68

e-mail: diplomnik@yandex.ru