Главная » таможенное дело диплом, диплом по таможенному делу

Таможенная статистика как составная часть таможенного дела

 

Содержание

Введение

Глава 1. Организационные и методологические основы таможенной статистики

1.1. Понятие, предмет и методы таможенной статистики

1.2. Формирование и ведения таможенной статистики

1.3. Система показателей таможенной статистики и источники её данных

Глава 2. Методологические основы таможенной статистики внешенеэкономической деятельности

2.1. Использование информации по таможенной статистике внешнеэкономической деятельности

2.2. Индексный метод в таможенной статистике

2.3. Анализ динамики внешней торговли

Глава 3. Анализ с использованием данных таможенной статистики внешней торговли Дании с Российской Федерацией

3.1. Анализ основных данных

3.2. Индексный анализ

3.3. Анализ динамики внешней торговли Дании с Российской Федерацией...79

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 

         Введение

         Возникнув в глубокой древности, международная торговля на современном этапе является наиболее развитой формой международных экономических отношений. Заинтересованность отдельных стран в расширении своих международных связей объясняется потребностями сбыта продукции на внешних рынках, необходимостью получения определенных товаров извне и, наконец, стремлением извлечь более высокую прибыль в связи с использованием более дешевых факторов производства.

         Повышение эффективности внешней торговли зависит от многих факторов, среди которых особое значение имеют, во-первых, формирование научно-обоснованной внешнеторговой политики, во-вторых, действенность механизма государственного регулирования экспортных и импортных операций. 

         В системе государственного управления внешнеэкономической деятельностью особая роль отводится таможенному делу как наиболее динамично развивающейся, своевременно обслуживающей участников внешнеэкономической деятельности.

         Таможня – (от тюрского тамга – печать, подать, пошлина), государственное учреждение, контролирующее перевоз грузов через границу; взимает пошлины и другие сборы с провозимых грузов1.

         Началом качественно нового этапа развития сегодняшней системы таможенных органов и определения их статуса послужило принятие в 1993 г.

и последующая реализация Таможенного кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации о таможенном тарифе. Эти законы вместе с принятыми в их развитие, дополнение и в целях конкретизации другими актами по таможенному делу отразили концептуально новое видение не только таможенного дела в целом, но и роль таможенных органов в его непосредственном осуществлении.

         Именно Таможенный кодекс Российской Федерации дал принципиально новую правовую характеристику таможенным органам. Этим вопросам были посвящены не только две статьи: ст. 7 — “Руководство таможенным делом” и ст. 8 — “Таможенные органы Российской Федерации”, но в какой-то мере и другие статьи Таможенного кодекса, что свидетельствует о многогранном характере самих таможенных органов и комплексном подходе к установлению их статуса. Так, в статье 8 ТК РФ подчеркивалось, что таможенные органы составляют единую систему, в которую входят ФТС России, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.

         На сегодняшний день, заработал механизм Таможенного союза Беларуси, Казахстан и Россия: Единый таможенный тариф, нетарифные правила регулирования, в том числе единый порядок оформления лицензий и ограничений во внешней торговле. С 1 июля 2010 введен Таможенный кодекс Таможенного союза, который предусмотрел отмену таможенного контроля на внутренних границах стран Таможенного союза.

         Как следует из теории управления, любая социальная система, характеризуется наличием внутренней структуры, то есть, набором подходящих расположенных и взаимосвязанных элементов. В этой связи следует отметить, что единство системы таможенных органов обусловлено прежде всего осуществляемыми в Российской Федерации мерами экономической политики государства.

         К системообразующим факторам таможенных органов нужно также причислить: во-первых, функциональную общность, единство целей и задач этих органов; во-вторых, организационное единство и целостность, обеспечиваемые централизованным построением и строгой иерархичностью таможенных органов.

         Следует отметить, что система таможенного администрирования имеет принцип иерархической структуры, включая отношения жесткой субординации между звеньями ведомства по вертикали. Более того, каждый из элементов таможенной системы в организации управления, имеет как бы двойной статус, то есть выступает одновременно и как его субъект, и как объект. Региональные таможенные управления, например, подлежат контролю со стороны ФТС России и  при этом выступают субъектом руководящего воздействия для подчиненных ему таможен и таможенных постов. Другими словами, единство и иерархия таможенной системы и указанный двойной статус ее элементов, вместе взятые, определяют ее общую детерминированность, то есть этакую взаимосвязь, при которой состояние и деятельность одного компонента воспроизводится на состоянии и работе системы в целом.

         Среди элементов таможенного дела, значение которого в последние годы постоянно возрастает, является таможенная статистика.

         Статистика — мощное орудие социального познания[1]. В настоящее время нет, наверное, ни одной области деятельности, где бы не применялась статистика. Ее значение для изучения жизни общества огромно. В зарубежной литературе статистику образно сравнивают с глазами, которые необходимы человеку для ориентации в естественной среде. Без статистического освещения общественно-экономической жизни общество не может ориентироваться в выборе правильных решений. При этом статистика выполняет две основные функции: информационную (описательную) и аналитическую (объяснительную).

         Информационная функция статистики заключается в характеристике с помощью чисел (статистических данных) той или иной ситуации, например уровня безработицы, уровня заболеваемости на производстве, количества и стоимости импортируемых автомобилей, уровня рождаемости, смертности, средней продолжительность жизни, среднего числа забитых голов в футболе и т.д.

         Без статистических данных немыслимо определить какое-то явление. Однако наличие статистических данных как таковых недостаточно для полной характеристики явления, необходим статистический анализ, который устанавливает тенденции и закономерности изменения явления. Таким образом, аналитическая функция с присущими статистике как науке методами является важнейшей функцией статистики.

Активное развитие международной торговли на современном этапе, обусловило потребность в детальном исследовании объемов, структуры, динамики и экономических результатов товарообмена. В таких условиях перехода страны на рыночные отношения и расши­рения партнерских связей с иностранными государствами интересы принятия стратегически выверенных управленческих решений, в том числе в области государственного регулирования внешней торговли, качественно изменяют роль и значение таможенной статистики. Также данные таможенной статистики используются для определения потерь от правонарушений в сфере внешнеэкономической деятельности, нахождения каналов «утечки капиталов» и их перекрытия, для борьбы с незаконными перевозками запрещенных веществ, устранения налоговых правонарушений и т.д.

         Будучи составной частью экономической статистики, таможенная статистика внешней торговли занимается разработкой и построени­ем системы показателей, методик их расчета для изучения объемов, структуры, динамики и экономических результатов товарообмена России с другими государствами. При этом возникает настоятельная необходимость в изучении отдельных товаропотоков и проведении факторного анализа их динамики, поскольку это позволяет сформу­лировать выводы не только по результатам перемещения через та­моженную границу отдельных совокупностей товаров, но и выявить общие закономерности, характерные для всего импорта или экспорта страны.

         Особенностями объекта изучения и поставленными перед таможенной статистикой внешней торговли задачами определяется специфика системы показателей и атрибутивных признаков, а также формы, виды и методы статистического наблюдения. В настоящее время в таможенной статистике эти вопросы регламентируются Методологией Таможенного союза стран ЕврАзЭС[2].

         Методологическая основа определяет объекты статистического наблюдения и учета в таможенной статистики внешней торговли и порядок их учета, в том числе товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередач, для облегчения решения разнообразных аналитических задач, к числу которых, в частности, можно отнести разработку общей экономической политики страны, наблюдение за выполнением торговых соглашений, анализ рыночной конъюнктуры и др. Для решения этих задач, а также для исследования явлений и процессов внешней торговли следует, прежде всего, систематизировать цифровые данные, то есть вести статистический мониторинг внешнеторговых операций. А также разработать систему показателей, характеризующих эти операции. Для формирования таможенной статистики внешней торговли используется система показателей статистического мониторинга, основными в которых являются исчисленные в денежном выражении экспорт и импорт. Статистические показатели позволяют проводить различного рода аналитические исследования экспортных операций, для чего таможенными органами могут быть использованы такие статистические методы анализа, как: сводка и группировка; графический метод; индексный метод; факторный анализ; анализ динамики внешней торговли и многие другие.

         Поиски путей более рациональной организации таможенного контроля требуют научного предвидения и прогнозирования, разработки теории таможенного дела. Государства стремятся к активному участию в международном сотрудничестве в этой области, развиваясь в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой.

         В этой связи возрастает научный и практический  интерес к познанию роли и функций таможенной  статистики. Этим обусловлена актуальность  данной темы дипломной работы.

Объектом исследования является таможенная статистика РФ как важнейшее звено в системе таможенного дела.

Предметом исследования функции и методы статистического учета возникающих в рамках ведения таможенной статистики, система нормативных правовых актов, регламентирующих механизм введения таможенной статистики в РФ, а так же

         Целью данной дипломной работы является исследование множества элементов, которые включает в себя понятие «таможенная статистика» связей между ними и значения ее данных для таможенных органов и государства в целом.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

Информационной базой работы служат федеральные законы, научные работы, авторские исследования и расчеты, данные таможенной статистики и международных организаций.

 



1Энциклопедический словарь /Ред. кол.: В.И. Бородуллин и др.- М.: Большая Российская энциклопедия., 2000.

[1] О.А. Юшков. ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА: Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2007. С.22

[2] Методология ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств – членов Таможенного союз.Утверждена Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. № 525

 

Контакты

Вы можете оформить заказ в любое время через online-форму

Тел.: (915)341-36-43, (919)100-18-68

e-mail: diplomnik@yandex.ru