Главная » Диплом опека и попечительство, Опека и попечительство как основные технологии устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Опека и попечительство как основные технологии устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере Ефимовской школы интернат

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы Опеки и попечительства как технологии устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………..8

1.1 Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей- как объект социальной работы………………………………………………………………….8

1.2  Технологии устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………………………...17
Глава 2. Анализ Опыта опеки и попечительства на примере Ефимовской школы-интернат………………………...34

2.1 Опыт опеки и попечительства на примере Ефимовской школы-интернат…34

2.2 Перспективы развития опеки и попечительства как технологии устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей………47
Заключение…………………………………………………………………...51

Список литературы……………………………………………………….53

Приложения

 

 ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Реформы, проводимые государством в последнее десятилетие в политической, социальной, экономической сферах, безусловно, не могли не оказать влияния на культуру, политические настроения и духовные ценности граждан. Яркое проявление процессов социального расслоения общества, смены статуса ранее сложившихся категорий населения в настоящее время, защита семьи, материнства и детства в нашем государстве приобрела особое значение и актуальность. Наблюдаемое кризисное состояние института семьи в целом, недостаточность активности в социальной работе с неблагополучными семьями и несовершеннолетними детьми является основной причиной роста числа детей, лишенных семьи, воспитывающихся в различного рода социальных учреждениях, таких как: детские дома, школы-интернаты, детей, оставшихся без опеки и попечительства.

По данным статистики, количество детей, оставшихся без попечения родителей и детей- сирот, составляло в России на начало 2013г. более 643 тысяч. Сравним, в военные 40-е годы ХХ века их было 678 тысяч[1]. 2/3 этих детей считаются так называемыми «социальными» сиротами, то есть являются сиротами при живых родителях. Большинство этих детей живет в детских домах и интернатах. Как считается во всём мире, а теперь и в России, что детские дома, система закрытого общественного воспитания, при которой ребёнок лишается родительской заботы, не отвечают потребностям полноценного развития ребёнка, а иногда становятся вредными для становления его личности. Проблемы социальной работы, помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без родителей требует объединения усилий социальных работников, психологов и воспитателей, всех, кто занимается ими.

Явление сиротства свидетельствует, в первую очередь, о кризисе института семьи, негативном влиянии социума на формирование личности ребенка в социальном, духовно-нравственном, интеллектуальном и физическом аспектах его индивидуального развития. Социализирующее влияние семьи велико - нормы и ценности родителей становятся основой формирования представлений детей о жизни в обществе, своеобразным трамплином, задающим высоту и направление дальнейшего движения. Как отмечает Л. Е. Тарасова, «позицию, с которой "стартует" современный молодой человек, во многом определяет аскриптивный статус его личности, обусловленный происхождением, социальным статусом его родителей, местом рождения и тем географическим и социокультурным пространством, в котором протекает его повседневная жизнь»[2]. Отсутствие условий для разностороннего развития ребенка, недостаток внимания к нему родителей, заботы о нем, участия в его радостях и горестях, помощи в учебе, неграмотное воспитание становятся истоком многих проблем, в том числе и социального сиротства.

Существующая  актуальная  потребность  общества  в  жизнеустройстве  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,  связана  не  только  с  тем,  что  определенное  число  родителей  не  выполняет  свои  функции  по  отношению  к  родным  детям,  но  и  с  тем,  что  общество  не  в  полной  мере  исполняет  свои  обязанности  по  отношению  к  детям  данных  категорий.  Поэтому  необходимо  проанализировать  состояние  опеки  и  попечительства  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,  в  России  и  выделить  основные  пути  ее  дальнейшего  развития.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросами того, как работать с детьми – сиротами и детьми оставшимися без попечительства родителей, занимались многие исследователи и практики социальной работы.

Семеновой Г.В исследовала причины  социального сиротства в РФ- «Дети-сироты в России». Воробьёва В.Л. исследовала вопросы получения детьми-сиротами профессионального образования. Егорова М.О. изучала профилактику сиротства на базе социальных служб. Коробейников И.А. исследовал общие проблемы детей-сирот. Холостова Е.И. изучала исторический аспект сиротства. Исследование на тему развития детей, оставшихся без попечения родителей и разработке методов для создания оптимальных условий для развития в настоящее время проводятся такими учеными как A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых и т.д. Однако данная проблема требует дальнейшего изучения.

Объект исследования: социальная работа с детьми-сиротами и детьми оставшимися без попечительства родителей в условиях  детского дома.

Предмет исследования: особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми оставшимися без попечительства родителей.

Цель исследования: выявить особенности опеки и попечительства  как технологии устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере Ефимовской школы-интернат.

В соответствии с поставленными целями были сформулированы следующие задачи:

-       Провести анализ детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей- как объекта социальной работы;

-       Выявить технологии устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

-       Проанализировать опыт опеки и попечительства на примере Ефимовской школы-интернат;

-       Определить перспективы развития опеки и попечительства как технологии устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Гипотеза исследования:  Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, будет эффективна если:

-       обеспечивается снижение уровня изолированности детей в учреждениях интернатного типа (организуются поездки в детские лагеря, в музеи, в оздоровительные учреждения, посещение обычных школ);

-       использование при специальной организации процесса социализации детей-сирот в условиях школы-интераната методики педагогической поддержки процесса социализации, основанной на тендерном и социальном анализе ситуации развития воспитанников;

-       используются инновационные программы работы с детьми –сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей.

Методы исследования: Для проверки гипотезы и поставленных исследовательских задач были использованы: изучение и анализ литературы, синтез, наблюдение, изучение источников в сети интернет, обобщение опыта.

Теоретико-методологической базой научного исследования являются фундаментальные методологические принципы психологии субъекта, принципы системного и междисциплинарного анализа факторов и условий социализации личности.

Эмпирической базой исследования выступила Ефимовская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей Павлово – Посадского муниципального района Московской области.

         Нормативную базу исследования составляют, прежде всего,  Конвенция ООН О правах ребёнка, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Гражданско-процессуальный кодекс РФ,  Федеральный закон от 24.04.2008г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и т.д.

Теоретическая значимость исследования состоит  комплексном и системном подходе к изучению опеки и попечительства как технологии устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В этой связи автором проанализирован и систематизирован научный и практический материал по специфике социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях школы-интерната. Показана роль учителя в процессе социализации воспитанников школы-интерната. Определены педагогические условия оптимизации процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основе разработанной методики педагогической поддержки этого процесса на разных этапах школьного детства.

Практическая значимость исследования состоит в том, что ряд рекомендаций и выводов, содержащиеся в ней, могут быть использованы  специалистами, работающими с детьми-сиротами, и в том числе сотрудниками «Ефимовской специальной (коррекционной) общеобразовательной  школы-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».

Положения выносимые на защиту.

1. Доказывается, что главными факторами роста числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, её финансовые и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, большой процент родителей, которые ведут асоциальный образ жизни.

2. Оказания квалифицированной помощи детям-сиротам требуется объединение усилий социальных работников, психологов и педагогов. Разработка принципиально новых методик работы направленных на каждого ребенка индивидуально.

3. Предложение о необходимости создания на уровне местного самоуправления отдельного специализированного органа, выполняющего функции по обеспечению защиты прав несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы Опеки и попечительства как технологии устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

1.1 Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей- как объект социальной работы.

В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. Многообразие барьеров и конфликтов в социальной среде (вооруженные конфликты, природные, техногенные, социальные катастрофы) провоцируют ослабление или отсутствие родительского надзора и опеки над детьми. При этом «надзор не должен сводиться к контролю за поведением ребенка, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи с ним. Отсутствие такого надзора приводит ребенка в ситуацию, из которой он часто не может найти выход социально одобряемыми способами»[3]. Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Понятие «сиротство» многоаспектно, его можно изучать с точки зрения различных научных дисциплин. В рамках педагогики сиротство - негативное социальное явление, характеризующее образ жизни несовершеннолетних детей, лишившихся попечения родителей.

По определению, которое дается в социальной педагогике, сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания в установленном отсутствующими и т. д.[4].

Необходимо обратиться к целому ряду понятий, связанных с данной проблемой. Сирота - ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя[5]. Согласно ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к числу детей-сирот относятся дети, у которых умерли оба или единственный родитель[6].

Дети-сироты - дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба, или объявлены умершими, или единственный родитель (в соответствии со ст. 45 Гражданского кодекса РФ «Объявление гражданина умершим»).

Рассмотрим основные критерии отнесения детей к категории детей-сирот:

-       отказной - несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей по заявлению матери или обоих родителей об отказе, заверенном главным врачом или юристом медицинского учреждения (родильного дома, больницы, дома ребёнка);

-       подкидыш - несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей, направленный в государственное учреждение правоохранительными органами в соответствии с актом о подкидывании (как правило, речь идёт о малолетних детях, которых родители оставляют на улице, в магазине, на вокзале, в других местах с целью, чтобы государство взяло на себя заботу об их содержании и воспитании);

-       отобранный - несовершеннолетний, права родителей которого ограничены судом (принудительное отобрание), в том числе по не зависящим от родителей причинам (хронические заболевания, психическое расстройство и др., в соответствии со ст. 73, 74 Семейного кодекса РФ). Такой статус несовершеннолетнего возможен по решению суда о лишении родительских прав (ст. 77, 78 Семейного кодекса РФ), о признании родителей недееспособными или ограниченно дееспособными (ст. 29, 30 Гражданского кодекса РФ);

-       подопечный - несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей, переданный под опеку до 14 лет или попечительство до 18 лет граждан или в государственные учреждения (гл. 20 «Опека и попечительство» Семейного кодекса РФ; ст. 31-38 Гражданского кодекса РФ).

         Дети, оставшиеся без попечения родителей, - дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей по различным причинам. К основным причинам появления данной категории детей относятся:

-       отсутствие родителей или лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах;

-       признание родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявление их умершими;

-       нахождение родителей в лечебных учреждениях или местах лишения свободы;

-       уклонение родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов;

-       отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;

-       иные случаи признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Наравне с термином "сиротство" есть иное понятие "социальное сиротство". Этот термин используется только в отечественной литературе и толкуется как "социальное явление, обусловленное уклонением или устранением родителей от исполнения ими собственных родительских обязанностей по отношению к собственным несовершеннолетним детям и, как результат, отсутствие необходимой заботы о детях и условий для полноценного физического, эмоционального и социального развития.

Социальные сироты – это особенная социально-демографическая группа детей, которые в результате социальных, экономических и морально-психологических оснований оказались сиротами при существующих родителях. К ним можно отнести и беспризорных и безнадзорных детей, т.е. детей улицы. По установлению ЮНИСЕФ (Детского фонда ООН) дети улицы это: дети, которые не контактируют со своими семьями и живут во  временных убежищах (заброшенных зданиях и т.п.) или не имеют вообще постоянного приюта и беспрерывно живут на улице.[7]

Их первоочередными нуждами является розыск жилища. Это дети, какие поддерживают связь с семьей, однако в следствии нищеты, перенаселенности, эксплуатации и злоупотребления по отношению к ним находятся большую часть дня, а иногда и ночь на улице, дети-воспитанники интернатов и приютов и центров, которые по различным причинам убежали из них и находятся на улице.

Анализируя данные различных исследований, в числе непосредственных причин социального сиротства выделяются следующие: добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью; принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с семьями, находящимися в социально опасном положении, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и т. д.[8]

К факторам риска, провоцирующим социальное сиротство, можно отнести следующие:

1) социально-экономические: безработица, невозможность получения жилья, снижение заработной платы, снижение общего материального уровня жизни, постоянный рост цен, невозможность организовать оздоровительные мероприятия и отдых детей, обнищание семьи, недостаточная экономическая поддержка молодой семьи;

2) кризис семьи: ее распад, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений (родители отбывают наказание в тюрьмах, изоляторах, колониях, а дети находятся в детских домах); 

3) утрата традиций, отсутствие связи поколений, безнадзорность детей, снижение ценности семьи в обществе, ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое отношение к ребенку;

4) снижение воспитательного потенциала системы образования: перекос в сторону обучения, снижение числа детских общественных организаций, сужение сферы внешкольной деятельности, переориентация системы дополнительного образования на образовательные услуги[9];

5) неэффективная государственная политика по разработке четких правовых норм, регулирующих ответственность родителей за воспитание своих детей;

6) исчезновение системы воспитательной работы с детьми, подростками и родителями по месту жительства;

7) развитие детской и молодежной субкультур, не основанных на традиционных нормах духовности и нравственности;

8) рост влияния массовой культуры на субкультуру молодого поколения, как следствие, разрыв поколений, пропаганда через СМИ новых форм и  ценностей поведения детей и молодежи;

9) недостаточное развитие службы помощи детям, в том числе защиты их прав;

10) отсутствие положительного опыта семейной жизни у детей-сирот, воспитывающихся в государственных учреждениях: они часто повторяют судьбу своих родителей, впоследствии лишаясь родительских прав и тем самым расширяя поле социального сиротства.

Обратимся к характеристике детей, относящихся к категории социальных сирот. «Социальные сироты - дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, родители которых по различным причинам отказались от них либо лишены родительских прав»[10]. Социальным сиротой называют ребенка, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем. Необходимо обратить внимание, что к данной группе относятся и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о них. Также дети относятся к группе социального сиротства, когда их основные материальные, эмоциональные, медицинские и образовательные потребности не находят удовлетворения, или когда дети подвергаются насилию из-за того, что их опекуны не способны или не желают обеспечивать адекватный уход за ними.

Психологические, социально-педагогические, материальные и т. п. условия жизни и воспитания социальных сирот определяют специфику их индивидуального социального опыта и, как следствие, результат социализации на данном возрастном этапе. По словам Т. Н. Черняевой, «в процессе формирования социального опыта ребенок априори должен сталкиваться с различными барьерами, трудностями, рисками, преодоление которых и позволяет ему осознавать социальную сущность окружающих его предметов, вещей и событий»[11]. Но риски, с которыми сталкиваются дети, оставшиеся без попечения родителей, зачастую слишком серьезны для несовершеннолетних и предстают в виде трудной жизненной ситуации, с которой справится не всякий взрослый.

Многие дети, оставшиеся без попечения родителей, характеризуются отставанием в социализации - несвоевременным усвоением тех позитивных норм, образцов поведения, которые предписываются обществом для каждого этапа  социализации. Отставание в социализации, не будучи антиобщественным, все же может со временем привести и часто приводит к усвоению личностью негативных норм или к бездумному подчинению воле антиобщественных элементов.

Особенно остро это проявляется в подростковом возрасте, когда изначально ребенок находится в ситуации перехода от детства к взрослости. «Подобное состояние транзита само по себе создает ситуацию неопределенности, кроме того, отсутствие социального опыта, склонность к социальным инновациям, желание "попробовать в жизни все" еще более усиливают риски»[12].

Следует обратить внимание на то, что «оценка своего возможного складывается на основе уже достигнутого. Вместе с тем оценка своих возможностей и готовность к их реализации проявляются в характеристиках функциональной взаимосвязи регуляторных образований личности»[13].

Нарушения социализации у большого числа социальных сирот проявляются в процессе школьной адаптации. Пропуски занятий быстро приводят к пробелам в знаниях, отсутствие общих школьных интересов - к многочисленным конфликтам с одноклассниками и педагогами. «Испытывая неуспех в интеллектуальной деятельности и учебе, эти школьники в процессе эмоциональной десенсибилизации научаются не реагировать на объективные трудности во взаимодействиях с окружающей действительностью и компенсируют данные трудности положительными эмоциями, испытываемыми в процессе взаимодействий с более широкой внешкольной средой»[14].

Все это усугубляется невниманием родителей к проблемам ребенка, отсутствием поддержки с их стороны, а если специалисты общеобразовательной организации не смогут вовремя оказать квалифицированную помощь такому ребенку, то он с большой вероятностью приходит к социальной дезадаптации. Это подтверждают данные о дальнейшей судьбе выпускников государственных сиротских учреждений. Согласно анализу Генеральной прокуратуры РФ за 2009 г. о выпускниках сиротских учреждений, 10% кончают жизнь самоубийством, 40% попадают в разряд алкоголиков и наркоманов, 40% становятся преступниками и лишь 10% частично адаптируются в обществе[15].

На начало 2014 г. количество детей сирот и детей, лишенных родительского заботы, по данным Государственного комитета статистики, составляет 650 тысяч человек. Состоянием на январь 2013 года, на учете по России стояли 643 тысячи детей-сирот, брошенных родителями или ставших социальными сиротами. На треть снизился уровень лишения родителей родительских прав в следствие ущемления ребенка или возникновении угрозы жизни для него по вине родителей. Проводя аналитику с прошлыми годами, можно отметить некоторый спад в приросте детей-сирот: в 2012 году количество выявленных сирот, лишившихся родительского обеспечения, сократилось на 9,1%.

В интернатных учреждениях всех ведомств живут и воспитываются, помимо детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, еще около 250 тыс. детей, которые также ограничены или полностью лишены родительской заботы и являются группой ближайшего риска по форми- рованию социального сиротства[16]. Проблема представляется еще более масштабной, если учесть безнадзорных и беспризорных детей (по разным экспертным оценкам, от 1 до 3 млн) – так называемое скрытое социальное сиротство, когда родители не лишены прав, но и не занимаются воспитанием своих детей.

Итак, можно сделать следующий вывод по содержанию первого параграфа выпускной квалификационной работы.

В последнее время в Российской Федерации в критериях длящейся непостоянности социально-экономической и политической жизни наблюдалась увеличение детей со статусом. На начало 2014 года их общее количество составляет сейчас около 650 тыс. человек. При этом только немного этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Другие относятся к явлению так именуемого «социального сиротства», Это означает, что они являются сиротами при живых родителях, и количество их увеличивается катастрофически.

Главными факторами роста числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, её финансовые и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, большой процент родителей, которые ведут асоциальный образ жизни. В данной ситуации охрана прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в России очень принципиальный смысл.

 

 

 

 

 

1.2  Технологии устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Гражданско-правовой институт опеки и попечительства над несовершеннолетними является особым комплексом мер, которые направлены на охрану личных и имущественных прав, а также законных интересов лиц, в силу своего возраста неспособных самостоятельно реализовывать принадлежащие им права и обязанности[17].

Под термином «опека» и «попечительство» в российском праве подразумеваются их различные значения. Касательно правового регулирования института опеки и попечительства над несовершеннолетними, понятия «опеки» и «попечительства» дается в рамках федерального законодательства. Под опекой понимается такой режим устройства малолетних граждан, при котором назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных. Они наделены правом совершать от их имени и в их интересах все юридически значимые действия. А под попечительством подразумевается форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. При данном режиме на граждан (попечителей) налагается обязанность оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в реализации их прав и исполнении обязанностей, вопросы охраны несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также процедура согласия совершеннолетним подопечным на совершение ими действий[18].

Основными документами в системе нормативно-правовой базы социального обслуживания детей сирот является Конституция Российской Федерации (1 в ст. 7 РФ провозглашена социальным государством, политика которого ориентирована на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека), Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ. Национальная помощь осуществляется Федеральным законом РФ “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”, который в свою очередь устанавливает систему социальных служб, взгляды, на которых базируется предоставление социальных услуг, запросы к размерам и качеству соц. услуг, очередность их предоставления. Напрямую регулирующий вопросы предоставления социальной помощи детям-сиротам является Федеральный закон “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, который устанавливает общие понятия, содержание и меры национальной помощи детям.

Главную роль в предоставлении соц. помощи детям-сиротам определяют указы Президента России “О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей”, “О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав”, “О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества”.

В целях практичного выполнения обозначенных указов была к примеру утверждена федеральная целевая программа “Дети России”. Внутри этой программы имеется целевая программа “Дети-сироты”, устремленная на организацию благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современной социально- экономической обстановке. Формирование разных форм устройства осиротевших деток, улучшение их медицинского сервиса, формирование кадровой и материальной базы сиротских организаций, усовершенствование социально-экономического снабжения находящихся на воспитании у них сирот. Устройство выполнения нормативно-правовой базы оказания поддержки детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, подключает распоряжения и постановления Правительства России. Главную роль в претворение в жизнь социальной помощи детям-сиротам играют ведомственные акты (Министерства труда и социального развития, Министерства образования, МВД и т. д.), и правовые акты субъектов Российской Федерации.

Охрана прав детей-сирот и деток, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. Их работа регламентируется последующими документами: Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года, Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ (ст.34,35,39), Семейный кодекс РФ (ст. 121 - 125 и др.), Жилищный кодекс РСФСР (ст.53,60,62), Федеральный закон РФ от 04.12.96. «Принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет», и прочими правовыми документами соответствующие законам в субъектах РФ и отраслевых законодательствах.

Семейный кодекс (п.1 ст.121) устанавливает, что не позволяется осуществление деятельности других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Это запрещение распространяется и на осуществление посреднической деятельности по передаче деток на усыновление, под опеку (попечительство), а так же на воспитание в семью (речь идет о розыске, выявлении и подборе детей). Своевременное обнаружение и учет детей, утративших сообразно тем или другим факторам  родительскую опеку, является нужной предпосылкой предоставления им соответственной поддержки. Согласно статьи 122 СК возможность решения этих вопросов находится в компетенции органов опеки и попечительства по фактическому нахождению детей.

Критерии государственной помощи детям имеющим статус рассмотрены в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в ред. от 7 августа 2004 года № 122-ФЗ)[19]. Этот Закон регулирует взаимоотношения, возникающие в следствии с предоставлением и снабжением органами гос. власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей со статусом. Тут содержатся принципиальные нормы, даваемые в соответствии с работающим законодательством, обеспечиваются и сберегаются государством.

Гарантии детей, которые приобрели статус:

1. При получении образования. Для осуществления права на образование гражданам, нуждающимся в социальной поддержке, правительство вполне или отчасти оплачивает затраты на их содержание во время обучения (ст.6 п.4). Федеральный Закон «Об образовании» рассматривает прием детей-сирот, оставшихся без попечения родителей в государственные и муниципальные городские образовательные организации среднего и высшего профессионального образования за пределами конкурса, в случае удачной сдачи вступительных экзаменов. Дети этой категории оформляются на полное государственное содержание до окончания ими государственного или муниципального учреждения начального, среднего и высшего проф. Образования (ст.6,п.3). А так же, им осуществляются выплаты стипендий, величина которых возрастает более чем на 50 процентов сообразно сопоставлению с размером стипендии, поставленной для обучающихся в конкретном образовательном учреждении (19,ст.6 п.5).

2. В области труда и занятости. Ключевой задачей страны в сфере труда и занятости выпускников учреждений для детей со статусом, является

предоставление им одинаковых вероятностей к осуществлению права на труд и отбор профессии с поддержкой разных мероприятий. Подключая профессиональную подготовку, введение квот, побуждение работодателей к приему данной категории людей на работу, а еще сохранение отдельных видов работ для трудоустройства таковых граждан (с.9).

3. При медицинском обслуживании. Детям со статусом, предоставляется безвозмезный медицинский сервис и оперативное лечение во всяком государственной и городской лечебно-профилактической организации. В число бесплатных услуг входят проведения диспансеризаций, оздоровления, регулярные медицинские осмотры. Эти льготы предоставляются за счет средств соответственного бюджета. Осуществляется бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно (с.7).

4. В жилищной сфере. Одной из важной и сложной проблемой, с которой сталкиваются выпускники учреждений для детей со статусом обнаруживает вопрос снабжения квартирной площадью. Охрана жилищных прав исполняется в последующих направленностях: закрепление и предоставление жилища, контроль за его фактическим применением, до прихода совершеннолетия выпускников государственных организаций, а так же осуществление проверки при заключении сделок с жилыми помещениями, которые принадлежат несовершеннолетним выпускникам.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а еще детки, находящиеся под опекой (попечительством), имеющие в распоряжении закрепленное жилье, сберегают на него право на всё время нахождения в образовательной организации или учреждении социального обслуживания населения. А еще в организации всех видов проф. образования независимо от форм принадлежности, на время службы в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, на время пребывания в организациях, выполняющих наказание в виде лишения свободы (с.8). А тем лицам, которые не имеют закрепленного жилья, оно предоставляется по месту жительства без очереди равносильной прежде занимаемому ими (или их  родителями) жилью жилой площадью не меньше определенных норм органами исполнительной власти ( с.80).

5. Дополнительные гарантии права на труд. Органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и деток, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14-ти до 18-ти лет исполняют работу направленную на профессиональное ориентирование и осуществляют диагностику их профессионального направления. Компаниям, учреждениям, организациям, формирующим для них особые рабочие места, будет гарантироваться предоставление налоговых льгот в согласовании с законодательством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов России осуществляют профессиональную активность и готовность и профессиональное трудоустройство выпускников организаций социального обслуживания для детей со статусом. В организациях социального обслуживания могут существовать сделанные специализированные рабочие места.

Предоставление социально-правовых услуг. За охраной собственных прав дети-сироты и детки, оставшиеся без попечения родителей, а одинаково их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор могут адресоваться в установленном распорядке в надлежащие суды России. Им осуществляется содействие в написании и оформлении документов, которые связанны с охраной их прав и интересов; предоставляются консультации по правовому просвещению.

Принципиальным курсом государственного труда является создание семейной политики, нацеленной на сохранение и целостность семьи, как социального института, а так же осуществление пропаганды семейных ценностей в средствах массовой информации.

Органами управления образованием и соц. преподавателями учреждений образования, исполняется комплексный труд с родителями и детками в целях возвращения деток в родные семьи. Делается подбор лиц для воплощения функций опекунов и попечителей, усыновителей, приемных  родителей; исполняется контроль за проживанием детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан; организовывается помощь лицам, которые замещают родителей, в воспитании, обучении и организации летнего отдыха детей. Исполняется охрана прав и интересов детей в судебном порядке.

Самым важным и первоочередным направлением в социальной политике нашей страны является оказание поддержки детям, оставшимся без родительской опеки. Государственная политика с этой категорией детей определяется содержанием социальной работы.

Национальная политика выполняется в 2 направлениях: профилактические меры для уменьшения и предотвращения социального сиротства (результативная семейная политика, оказание поддержки одиноким матерям и т.д.) а так же вырабатывание принципиально новой системы социальной защиты и дальнейшего жизнеустройства детей, имеющих статус.

Защита прав несовершеннолетних, проверка условий их содержания, успешное проведение социальной реабилитации и адаптации, оказание помощи в устройстве на работу и контроль обеспечения жильем – это первостепенное направление социальной работы с детьми со статусом. Выполнение этих условий поручается органам опеки и попечительства. А так же ими должны выполняться: обязанность по обнаружению, учет и выбор формы дальнейшего жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляться контроль за условиями их содержания, воспитания и обучения. Согласно СК РФ ст. 121-123 органам опеки и попечительства необходимо в течении 3-х дней с момента получения информации о выявлении ребенка-сироты, организовать проверку условий содержания ребенка, а так же осуществить ему помощь и устройство. В первую очередь дети, имеющие статус: оставшиеся без попечения родителей, передаются на воспитание в семью (на усыновление/удочерение, под опеку/попечительство или в приемную семью), в случае если это не  возможно, ребенок отправляется в организации для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Так как семейная форма определения детей со статусом является наиболее лучшей для ребенка, потому что в семье возникают оптимальные условия воспитания и развития, то национальные законы отдают предпочтение именно этой форме устройства.[20].

Оказание социальной помощи детям, имеющим статус – оставшиеся без попечения родителей выполняется системой, состоящей из нескольких уровней:

1) это государство как главный субъект оказания помощи;

2) государственные социальные службы (федеральные и муниципальные) как территориальные субъекты, которые оказывают непосредственно помощь;

3) смешанные службы — государственные и коммерческие структуры, работа которых направлена на предоставление социально-психологических услуг;

4) учреждения, созданные общественными, благотворительными, религиозными и другими обществами как центры, оказывающие благотворительность.

Дети, возраст которых от рождения до трёх лет зачисляются в дома ребенка.

Дом ребенка – организация здравоохранения, предназначением которой является воспитание и оказание мед. помощи детям сиротам, брошенным детям, детям родителей, у которых нет возможности заниматься воспитанием своих детей, и детям с необходимостью физической и психической коррекции. Здоровые дети воспитываются в доме ребенка от рождения до трёх лет, а дети с дефектами физического и психического развития до четырех лет. Из роддомов (отказные дети), из больниц и из семей дети попадают в дом малютки.

Главное направление дома ребенка –это осуществление воспитательного и лечебно-оздоровительного процесса. Малыши проживающие в доме ребенка, находятся на полном государственном обеспечении, и наделяются одеждой,  обувью и игрушками в согласии с утвержденными нормами. Если ребенок возвращается в семью, переводится в детский дом, дом-интернат или передается на усыновление или опеку, то производится выписка детей из дома ребенка.

Детский дом – государственная образовательно-воспитательная организация, обеспечивающая содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся опеки своих родителей (вследствие их смерти, лишения родительских прав, отобрания детей в установленном порядке и других причинах) и еще детей матерей- одиночек, у которых возникли трудности в их содержании и воспитании.

В детский дом возможно зачисление детей из домов ребенка, перевод из социальных приютов, социально-реабилитационных центров, от населения, частных лиц (в том числе родителей, родственников), из приемников-распределителей системы МВД.

Главное направление детского дома: это необходимость создания детям нормальных обстановок для воспитания и получения необходимого среднего и профессионального образования, оказания помощи в подборе профессии, а так же оказание подготовки их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Детям обеспечивается питание, одежда, обувь, инвентарь по введенным нормам, игрушки, школьные принадлежности. Несовершеннолетние принимают активное участие в обслуживании самих себя, работают в мастерских, занимаются в различных кружках, секциях, участвуют в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. Дети, срок пребывания которых в детском доме уже закончился, возвращаются к родителям, лицам их замещающим, или направляются для поступления в ВУЗы, ПТУ, техникумы или на устраиваются на работу. Дети школьного возраста обучаются в близлежащих школах.

Школа-интернат – государственное учреждение, в котором обеспечивается содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот школьного возраста, а также детей из семей, у которых возникли проблемы с обучением.

В настоящее время стали развиваться интернаты для одаренных детей, со статусом.

Приют – государственное специализированное учреждение системы социальной защиты населения, что является новой формой оказания защиты детям, оказавшимся в трудной ситуации. Приют может создать и общественная организация.

Приют – организация временного нахождения ребенка. Деятельность сотрудников приютов направлена на то, что бы оказать детям психолого-педагогическую помощь, наладить контакт с окружающим его миром и определить дальнейшее жизнеустройство несовершеннолетних. В приюты дети попадают либо оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, либо доставляются инспектором ПДН ОП, если ребенок находится в социально-опасном положении, либо по достижении ребенком 12 лет он может быть зачислен в приют на основании личного заявления. Срок пребывания в приюте может колебаться от нескольких дней до 1-2 лет. Существуют и приюты общего типа (открытый приют), которые основаны на принципе добровольности. Несовершеннолетние сами для себя определяют срок реабилитации и могут отчислиться из учреждения в любой момент. Организаторы такого приюта сами определяют состав и возраст детей, набор предоставляемых (по желанию ребенка) консультаций.

Центры временного содержания – это такая форма временного устройства несовершеннолетнего, при которой ребенку оказывается экстренная помощь. Эта помощь нужна, если несовершеннолетнего срочно изымают из семьи, если возникает необходимость в предоставлении срочной психолого-педагогической или социальной поддержки, например в случае острого конфликта детско-родительских отношений. Главным назначением работы сотрудников центра - это организовать коррекционно-реабилитационные мероприятия и в случае возможности направлять работу на возврат ребенка в семью. Такие центры организовываются органами социальной защиты населения и общественными организациями.

В случае приобретения ребенком статуса, оставшегося без попечения родителей, самой предпочтительной и лучшей формой устройства такого ребенка является усыновление.

Усыновление (удочерение) – это специальная мера защиты ребенка, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом или матерью.

Опека и попечительство – это форма устройства детей–сирот, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для поддержки их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством.

Приемная семья - это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) на срок, установленный договором. Согласно Положению о приемной семье, утвержденному Правительством РФ в 1996 г., в такой семье должно быть не более 8 детей. Приемные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд.

Развитие семейных форм устройства детей-сирот зависит от многих факторов, основными из которых являются:

1. Постоянное информационное просвещение населения и пропаганда семейного устройства детей-сирот.

Так, например, в г.о. Орехово-Зуево на местном телевидении была создана передача «Пойдем домой», главными героями которой становятся дети-сироты, нуждающиеся в устройстве в семью. Управлением по опеки и попечительству по Люберецкому району и г.о. Подольск созданы собственные сайты, посвященные семейному устройству детей-сирот.

Проводимый Министерством образования ежеквартальный мониторинг показывает, что только в 30 муниципальных образованиях московской области проводится регулярная работа со средствами массовой информации (на телевидении, радио, в печатных изданиях).

2. Наличие разносторонней инфраструктуры учреждений, оказывающих услуги замещающим семьям, в том числе Службы по подготовке и сопровождению этих семей.

Например, в Люберецком муниципальном районе в 2013 году открыт новый «Центр развития семьи и детей», основными задачами которого являются:

- сопровождение приемных семей.

- коррекционно-реабилитационная работа с приемными детьми,

- подготовка кандидатов в усыновители и опекуны,

- профилактика социального сиротства и постинтернатный патронат.

3. Доброжелательное отношение к приемным семьям со стороны работников системы образования и здравоохранения.

Необходимо постоянно проводить просвещение родительской общественности: вопросы приемных родителей должны обсуждаться на педагогических советах и на родительских собраниях. Так же должного внимания требует отношение медицинских работников при взаимодействии с будущими приемными родителями и с семьями, уже воспитывающих детей-сирот.

4. Распространение положительного опыта в воспитании приемных детей, публичное поощрение приемных родителей.

На областном уровне и в ряде муниципальных образований ежегодно проводятся праздники, форумы, спортивные состязания, марафоны и другие мероприятия с участием приемных семей. Такая работа должна проводится в каждом муниципальном образовании с привлечением средств массовой информации. В Московской области с 2008 года ведет свою деятельность Совет приемных родителей, аналогичные ассоциации создаются в муниципальных образованиях. Сами приемные родители становятся активными участниками в вопросах семейного устройства детей-сирот, развивают институт «наставничества»- семья к семье.

5. Поиск новых подходов при выявлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В настоящее время наиболее распространенная практика при выявлении детей-сирот – это помещение ребенка под надзор в организацию. При этом российским законодательством предусмотрена возможность разу передать ребенка под предварительную опеку (попечительство). Необходимо формировать банк данных потенциальных приемных родителей, готовых принять в свою семью выявленных детей-сирот как на краткосрочный период (на время восстановления биологической семьи), так и на долгосрочный период.

6. Реформирование сети детских домов; наделение их новыми функциями.

При устройстве ребенка под надзор в организацию для детей-сирот необходимо учитывать, что детский дом не должен являться местом жительства ребенка. Органам опеки и попечительства совместно с государственным опекуном необходимо разработать индивидуальный план по передаче несовершеннолетнего в семью, воссоединению с биологической семьей, поиску замещающих родителей, подготовке ребенка к устройству в новую семью.

Совершенствование деятельности организаций для детей-сирот должно осуществляться на основе межведомственного плана мероприятий. В качестве основных направлений этой работы рекомендуется рассматривать следующие:

- использование ресурсов организации для детей-сирот в деятельности по профилактике социального сиротства. Семейному устройству и социальной адаптации детей-сирот;

- реструктуризация сети организаций для детей-сирот;

- создание в организациях безопасных, приближенных к семейным условиям проживания и воспитания.

Значимым направлением деятельности организаций для детей-сирот является участие в реализации мероприятий по постинтернатной адаптации воспитанников, особенно это актуально для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

7. Своевременная работа с биологическими родственниками детей, оставшихся без попечения родителей.

Одной из проблем в устройстве детей-сирот в семьи является нежелание самих детей переезжать в новую семью. Причины могут быть разными: нежелание менять школу, расставаться с друзьями, любимыми воспитателями, нежелание менять свой уклад жизни, а так же прерывать общение с биологическими родственниками.

При выявлении ребенка, оставшегося без попечения родителей, органами опеки и попечительства и государственным опекуном ребенка должны быть приняты исчерпывающие меры по поиску родственников ребенка, оказанию содействия в сборе необходимых документов для принятия ребенка в семью.

8. Подбор и подготовка кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители.

Законодательством Российской Федерации закреплено, что органы опеки и попечительства принимают меры по устройству ребенка в семью, исходя из соблюдения интересов ребенка. При этом сложилась противоположная  практика поиска потенциальным приемным родителям ребенка, согласно их пожеланиям.

Необходимо принимать меры по поиску семьи для каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей (размещение производной информации о ребенке в СМИ, на сайте. Постоянное оповещение приемных родителей о выявляемых детях-сиротах).

Органы опеки и попечительства совместно со школами приемных родителей должны разъяснять кандидатам обстоятельства, при которых дети, остаются без родительского попечения, порядок общения с такими детьми и возможные формы устройства.

В 2013 году в Московской области состоялись Дни открытых дверей и «День аиста» во всех детских домах; будущие приемные родители принимали активное участие вместе с воспитанниками учреждений в спортивных и праздничных мероприятиях. Эта форма позволяет и взрослым и детям познакомится друг с другом в неформальной и дружеской обстановке.

9. Привлечение благотворительных фондов, некоммерческих организаций.

Немаловажную роль в пропагандировании семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, играют некоммерческие организации, которые оказывают помощь в профессиональном фотографировании детей, размещении информации на сайтах, в известных печатных изданиях, в создании положительных видеосюжетов о детях и приемных семьях, проведении праздничных мероприятий.

В области устройства детей со статусом происходят заметные позитивные трансформации (дифференциация детских домов, появление социальных приютов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи и т. д.), однако мы до сих пор сталкиваемся с проблемой формирования личности ребенка в условиях закрытого учреждения. Как  показывают исследования – лишить ребенка материнской заботы это значит, что у него может сформироваться задержка развития и может проявляться симптомы психических и физических заболеваний. К тяжелым последствиям приводит и изоляция от матери в возрасте от рождения до трёх лет, это влияет на развитие интеллекта и личностных функций, которые не поддаются коррекции. Постоянная смена государственных учреждений, потеря постоянного взрослого, меняющийся состав педагогов и воспитателей(дом ребенка — дошкольный детский дом — детский дом для детей школьного возраста) наносит огромный удар по психике ребенка, подрывает его здоровье. Воспитанники детских домов и интернатов, как правило, отстают в развитии от своих сверстников. Они позже начинают ходить и говорить, чаще болеют, хуже учатся. Лишь 20% несовершеннолетних, находящихся в государственных учреждениях учатся по программе массовых школ. Сложность детей в предоставлении общения со сверстниками заключается в том, что воспитанники живут и учатся в этом же заведении. Это конечно усиливает зависимость детей от учреждения и не формирует навыки самостоятельной жизни. Бывает так, что выпускники государственных учреждений не имеют минимальных бытовых навыков: приготовить покушать, приобрести необходимые покупки, организовать досуг и т. д. Все это необходимо учитывать в социальной работе с детьми, воспитывающимися в сиротских учреждениях.[21]

Таким образом, можно сделать вывод, что для оказания квалифицированной помощи детям-сиротам требуется объединение усилий социальных работников, психологов и педагогов. Разработка принципиально новых методик работы направленных на каждого ребенка индивидуально.

Необходимо уделить внимание подготовке усыновителей, опекунов и самих детей к переходу проживания в замещающую семью. Тщательно изучить социальное, психологическое, экономическое и физическое состояние.

Большое внимание уделяется подготовке кандидатов в усыновители. В данном процессе тщательно изучается психологический, социальный, физический и экономический аспект. Не малую роль играет в данном процессе план усыновления, помощь усыновителям акцентировать свое внимание на нуждах ребенка. Так же, необходимо учитывать, что при передаче ребенка со статусом в новую семью возникает период адаптации. Срок адаптации зависит от зависит как от индивидуальных особенностей ребенка, так и от его усыновителей. Важной ролью в данной семье являются взаимоотношения между членами семьи, а так же большую роль играют финансовые возможности.



[1] Устинова Н. За благополучие детей надо бороться / Н.Устинова // Нефтяник Лангепаса.- 2011.

[2] Тарасова Л. Е. Социокультурное пространство как фактор социальной адаптации личности молодежи // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 1. С. 29

[3] Васильева Л. Л. Социально-педагогические риски: безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2011. Т. 4, вып. 2. С. 88

 

[4] Шохина, Е.А. Институциональный и неинституциональный методы решения проблем социального сиротства в современной России / Е.А. Шохина // Научное обозрение. - 2010. - № 1. – С.41

[5] Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка 80 000 слов. М., 2011. с. 719

[6] Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

[7] Конвенция о правах ребёнка от 20.11.1989г.// Сборник международных договоров СССР.  С. 32

[8] Мельникова Э. И. Профилактика безнадзорности детей и подростков / Э. И. Мельникова. – М.: МГУС, 2012.– С. 36.

[9] Василькова Т. А. Социальная педагогика : учеб. пособие М., 2010. 240 с.

 

[10] Холостова Е. И., А. С. Сорвина Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Е. И. Холостова, А. С. Сорвина.– М.: ИНФРА- М,: Педагогика, 2011. с. 201

 

[11] Черняева Т. Н. Социально-педагогические риски формирования социального опыта ребенка // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2011. Т. 4, вып. 2. С. 82

[12] Семья: Психология, педагогика, социальная работа / Под редакцией А. А. Реана. – М.: АСТ, 2010. с. 59

 

[13] Олиференко, Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. – М.: Академия, 2012. с. 105

[14] Кобринский. М. Е. Образ жизни как фактор формирования личности воспитанников интернатных учреждений / М. Е. Кобринский;- Обл. ин-т повышения квалификации. – Гомель.: Просвещение, 2011.с. 49

[15] Васильев Б. Н. Социальное обслуживание семьи и детей в России // Социальное обеспечение. 2010. № 3. С. 8-12.

 

[16] Государственный доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 ноября 2011 г. «О положении детей в Российской Федерации» (2010 год) // ИА «Гарант». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/55087982/#ixa38133cvr4R (дата обращения: 11.04.2015).

 

[17] Борминская Д.С. Монизм и дуализм форм усыновления в праве стран современной Европы // Семейное и жилищное право. 2013. N 4.

[18] Гармаш, А., Аносов, М. Правовые основы замещающей семьи / А. Гармаш, М. Аносов // Эж-юрист. – 2012. – № 20.

[19] ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ;  федеральная целевая программа “Дети России целевая программа «Дети-сироты».

[20] Семейный кодекс Российской Федерации от 29 12 1995 г № 223-ФЭ M, (ред. от 25.11.2013, с изм. от 31.01.2014

[21] Холостова Е.И.; «Технологии социальной работы» Учебник под общ. ред. проф. Е. И.Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2013. с. 176

Контакты

Вы можете оформить заказ в любое время через online-форму

Тел.: (915)341-36-43, (919)100-18-68

e-mail: diplomnik@yandex.ru